........................................

Новое:

Х/ф "Затмение небес"

........................................

"Серьезно"

........................................

Рассказ "Слезы гробовщика"

........................................

Киноотзыв "Видок"

........................................

"Оберег" А. Гончаров В. Дегтев

Отзыв о фильме "День учителя"

 


Жанр: драма.

Режиссер: Сергей Мокрицкий.

В ролях: Анатолий Кот, Светлана Немоляева, Ирина Рахманова.

Россия, 2012.

***

Вкратце: да вроде и ничего… Но чего-то не хватает.

 

Сюжет: живет в Москве самый обычный учитель русского языка и литературы Афанасий (Анатолий Кот), и учит он обычных детей в обычнейшей школе. Утром делает вялую зарядку, затем по-спартански завтракает, после чего лается с соседями-сволочами и, наконец, пишет детективный роман – этакий нуар-стайл, детище всей его творческой жизни.

 

Судьба мужичка крайне несчастлива: он в разводе, бывшая жена его презирает, сын не слушает, мать все время на него ворчит, а единственная и настоящая любовь (Ирина Рахманова) Афанасия исчезла давным-давно.

 

«… Да я жизнь загубил… Я ничего не достиг… Ничего не добился в этой жизни, я просто раздавлен, я просто устал…», – так говорит о самом себе главный герой. Собственно, фильм нам это и показывает.

 

 

 

Что получилось: как видно из описания, фильм «День учителя» очень прост. И история, и съемка, и общее ощущение такое, что снят он крайне не напряжно, по-быстрому и от балды. Но отнюдь не в этом дело, потому как лично мне кино это не кажется шибко глубоким, зато оно довольно таки трогательное, временами забавное, и главного героя в какой-то момент становится действительно жалко – а это уже круто!

 

И кто знает, может так бы оно и прошло мимо меня или бы никак не зацепило, но так уж вышло, что совсем недавно я поглядел американский фильм «Учитель на замену» – по-моему, просто замечательное произведение, которое доводит аж почти до слез, ибо тоже крайне грустная и печальная вещь.

 

И мне стало интересно сравнить эти два фильма, ведь они, по сути, говорят об одном и том же, потому как в оригинале американская лента называется «Detachment», что можно перевести как «Отчужденность» – именно об этом и рассказывают картины, и наша, и западная, рассказывают о героях, которые видят сей мир иначе, отчего и страдают, потому что никто их понять не в состоянии.

 

 

 

И сразу бы хотелось отметить актерскую работу главных актеров обоих фильмов,  потому что оба они мне понравились до крайности! На Эдриена Броуди невозможно смотреть без слез – в том смысле, что его печальное лицо выражает такую тоску по не совершенству этого мира, что собственные слезные железы дают о себе знать. Особенно шикарной выглядит сцена в автобусе, где он плачет.

 

Анатолий Кот же в «Дне учителя» мне показался до боли правдив и естественен. Я-то его все в поганых героях видел, т.е. злодеях, а тут так неожиданно: его сердитое лицо вдруг становится таким несчастным –  замечательный контраст! Ну и особенно грустно он смотрится в этой своей шапке, когда бродит по магазинам и улицам – высшая степень забитости и отчужденности.

 

Иначе говоря, к актерской игре нареканий никаких я не имею. Но вот далее уже идут разногласия. Дело в том, что американская лента показывает нам какую-никакую, но борьбу главного героя с загнивающим обществом. Причем где-то эта борьба оказывается безуспешной (как, например, история с той толстой девочкой), а где-то очень даже результативной (история с девочкой-проституткой, которая из поломанной жертвы становится тем, кем и должна быть – ребенком). То есть персонаж Броуди не просто печалится, чтобы мы его пожалели. В какой-то момент он самостоятельно начинает менять мир – пусть даже это лишь незримые крупицы от всего мирового добра. Фильм как бы побуждает к действию, мол, добро порождает добро, поэтому – вперед, совершать добрые поступки!

 

 

 

В нашей картине все гораздо сложнее и печальнее. Герой Анатолия Кота ни с кем не борется, покорно принимая удары судьбы. Он ругается, злится, печалится, жалеет самого себя, и мы его жалеем, но если задуматься – чем он отличается, например, от того пассажира в электричке, что сидит правее? Или левее? Афанасий представлен как полностью сломленный человек, никогда ничему не противостоящий, даже ради собственного счастья. Он идет на поводу у всех. Для общества полезного ничего не приносит. Учитель из него посредственный – дети его не совершенно не слушают, а они вовсе не показаны здесь придурками и злодеями, то есть их вполне можно заинтересовать, но ведь это так сложно, поэтому герой бежит. И от детей, и вообще от всего. Так почему мы должны его жалеть, чем он лучше нас с вами?

 

И вот в этом и заключается вся фишка данного фильма. Мне кажется, что в таком вот аморфном состоянии, в котором пребывает главный герой, находимся и мы все (ну почти все) тоже. Не зря говорят про ген рабства, обитающий в бренных русских телах – даром крепостное право не прошло, оно напрочь отбило всяческое желание и умение нашего народа как-то сопротивляться. Оно научило нас терпению и вере на лучшее, которое само придет и само наладит нам жизнь, ну а если нет – то такова доля наша, ничего не попишешь. Именно поэтому герой предпочитает ругать других, жалеть себя – и на этом ограничивает свою деятельность. Это делает фильм ужасающе правдоподобным. Это правильно… но только уж не шибко это нравится.

 

 

 

Зато почти оптимистичным выглядит митинг, который как бы говорит, что просыпается народное сознание-то, что не все мы уже терпим и переносим на своем горбу, а пытаемся как-то бороться. Но это лишь догадки, а о чем думал сам автор, когда делал свое творение – известно только ему самому.

 

Также мне бы хотелось отметить одну очень важную вещь, которая объединяет эти два фильма. Это, драть ее, надежда. «Учитель на замену», если подумать, заканчивается скорее печально, даже несмотря на одну спасенную душу ребенка, потому как не спасена душа другого ребенка, да и главный герой в конце не остается победителем, о чем говорит последний кадр: персонаж Броуди как был одиночкой, так он им остался. Но, тем не менее, какое-то светлое чувство в груди после просмотра фильма есть, и есть посыл, как я уже говорил, посыл творить добро.

 

В «Дне учителя» все заканчивается вообще офигенно. Герой обретает истинное счастье, и я искренне за него рад! Но… справедливо ли это? Не является ли это обманом? Такое разрешение конфликта с технической стороны выглядит слабо (как будто было лень подумать), а с художественной неоправданно. Он всю жизнь бегал, ничего толкового не сделал, только жаловался – и вот на тебе счастье! То есть фильм как бы учит ничего не предпринимать, все придет само, свыше. Тогда зачем стараться что либо делать? Зачем помогать? Работать, учиться и т.д.?

 

 

 

Такие вот сомнения терзали меня после просмотра «Дня учителя». Но если представить, что, допустим, герой, после того, как счастье привалило, вдруг стал чем-то полезен, например, написал крутейший роман, тогда проблема снимается. Однако автор о подобном ничего не говорит.

     

Вывод: фильмы классные, достойные просмотра, я ни разу не пожалел, что поглядел их. Мне очень понравилась и операторская работа обеих картин, и общая стилистика – а она очень разная: американская предстает какой-то рваной, трепещущейся, а наша лента очень плавной, медленной. Конечно, надо привыкнуть, поначалу раздражает и то и то, но затем это выглядит здорово. Мне понравились и все актеры в целом, не только главные. Мне понравилась и музыка, но вот в американском фильме ее было больше, а у нас как-то не очень, что только придает большей реалистичности… но все же хотелось бы и большей красивости.

 

Глядеть? Как пожелаете.

Высказаться можно здесь!

........................................

Вопросник

Ругалки/хвалилки

Контакты

........................................

........................................

Вдохновляют:

http://exler.ru/

http://sylvesterstallone.com/

http://kinomore.kz/

........................................

© 2012 Искандер Косачев

Сделать бесплатный сайт с uCoz